9. События мыши

В Pygame обрабатываются три типа событий мыши:

  • нажатие кнопки (значение свойства type события соответствует константе MOUSEBUTTONDOWN)
  • отпускание кнопки (MOUSEBUTTONUP)
  • перемещение мыши (MOUSEMOTION).

Какая именно кнопка была нажата, записывается в другое свойство события – button.

  • левая кнопка число 1
  • средняя– 2
  • правая – 3
  • прокручивание вперед – 4
  • прокручивание назад – 5

У событий MOUSEMOTION вместо button используется свойство buttons, в которое записывается состояние трех кнопок мыши (кортеж из трех элементов).

Другим атрибутом мышиных типов событий является свойство pos, в которое записываются координаты происшествия (кортеж из двух чисел).

Таким образом, если вы нажали правую кнопку мыши точно в середине окна размером 200x200, то будет создан объект типа Event с полями event.type = MOUSEBUTTONDOWN, event.button = 3, event.pos = (100, 100).

У событий MOUSEMOTION есть еще один атрибут – rel. Он показывает относительное смещение по обоим осям. С помощью него, например, можно отслеживать скорость движения мыши.

Код ниже создает фигуры в местах клика мыши. Нажатие средней кнопки очищает поверхность.
Программа

# здесь подключаются модули
from pygame import *
import sys

# здесь определяются константы,
# классы и функции
WIN_WIDTH = 700
WIN_HEIGHT = 700

WHITE = (255, 255, 255)
RED = (225, 0, 50)
GREEN = (0, 225, 0)
BLUE = (0, 0, 225)

FPS = 60

# здесь происходит инициация,
# создание объектов
init()
window = display.set_mode((WIN_WIDTH, WIN_HEIGHT))
display.set_caption("Моя игра")
clock = time.Clock()
window.fill(WHITE)
# если надо до цикла отобразить
# какие-то объекты, обновляем экран
display.update()

# главный цикл
while True:
    # задержка
    clock.tick(FPS)
    # цикл обработки событий
    for i in event.get():
        if i.type == QUIT:
            sys.exit()
        if i.type == MOUSEBUTTONDOWN:
            if i.button == 1:
                draw.circle(window, RED, i.pos, 20)
                display.update()
            elif i.button == 3:
                draw.circle(window, BLUE, i.pos, 20)
                display.update()
            elif i.button == 2:
                window.fill(WHITE)
                display.update()
В функции модуля draw вместо координат передается значение поля pos события. В pos хранятся координаты клика.
Функцию update() не обязательно вызывать три раза в ветках if-elif-elif. Ее можно вызвать в основном теле главного цикла. Однако в этом случае, когда кликов не происходит, она будет выполнять зря.

Также как в случае с клавиатурой в pygame есть свой модуль для событий мыши. Если нужно отслеживать длительное зажатие ее кнопок, следует воспользоваться функцией get_pressed() модуля mouse. Здесь же есть функция для считывания позиции курсора – get_pos(). Следующий код рисует синий круг в местах клика левой кнопкой мыши:

События мышки

pressed = mouse.get_pressed()
pos = mouse.get_pos()
if pressed[0]:
        draw.circle(sc, BLUE, pos, 5)
        display.update()
Функция mouse.get_pressed() возвращает трехэлементный кортеж. Первый элемент (с индексом 0) соответствует левой кнопке мыши, второй – средней, третий – правой. Если значение элемента равно True, значит, кнопка нажата. Если False, значит – нет. Так выражение pressed[0] есть истина, если под нулевым индексом содержится True.

Чтобы скрыть курсор (например, в игре, где управление осуществляется исключительно клавиатурой), надо воспользоваться функцией mouse.set_visible(), передав в качестве аргумента False.

Так можно привязать графический объект к курсору (в данном случае привязывается квадрат):
События мышки

if mouse.get_focused():
        pos = mouse.get_pos()
        draw.rect(window, BLUE, (pos[0] - 10, pos[1] - 10, 20, 20))
Функцией get_pos() мы можем считывать позицию курсора, даже если он не виден. Далее в этой позиции рисуем фигуру на каждой итерации цикла.

Функция get_focused() проверяет, находится ли курсор в фокусе окна игры. Если не делать эту проверку, то при выходе курсора за пределы окна, квадрат будет постоянно прорисовываться у края окна, где произошел выход, т. е. не будет исчезать.
Задачи
Напишите код в котором имитируется полет снаряда (пусть его роль сыграет круг) в место клика мышью. Снаряд должен вылетать из нижнего края окна и лететь вверх, т. е. изменяться должна только координата y. Пока летит один, другой не должен появляться. Когда снаряд достигает цели, должен имитировать взрыв, например, в этом месте прорисовываться квадрат.